Музей деревянного зодчества «Кижи» находится под открытым небом в Онежском озере на острове Кижского архипелага. Архитектурный ансамбль включает около 60 уникальных жилых домов, бытовых построек и храмов, собранных и привезенных в Кижи с карельских деревень. Дирекция комплекса находятся в Петрозаводске, а сами «Кижи» состоят под охраной ЮНЕСКО.
Существует несколько предположений, откуда пошло название всемирно известной карельской достопримечательности. Согласно первой версии, слово уходит корнями в вепсское «kiz» и означает «мох». Вторая — от «kiši» обозначает «место для праздников, игр», которые проходят здесь до сих пор.
Заповедник, созданный в 1960 году, на карте достопримечательностей Карелии является одним из самых крупных музейных комплексов под открытым небом в мире.
При этом известность архитектурный ансамбль получил еще в XIX веке, когда для того, чтобы посмотреть на Кижский архипелаг в Онежском озере начали приезжать русские и иностранные ученые, архитекторы, художники и артисты. Изображение старинных памятников Кижи попадают на картины и марки.
Во время Великой Отечественной войны Кижский архипелаг на Онего находится под оккупацией финскими войсками. Несмотря на то, что по западному побережью Клименецкого острова рядом с уникальным карельским селением проходила линия фронта с финскими оборонительными укреплениями, иностранное командование приложило все усилия, чтобы обезопасить старинные постройки от разрушения. Охраной памятников Заонежья, а в особенности Кижи занимался младший лейтенант Ларс Петтерссон, позже ставший исследователем и автором монографии «Культовая архитектура Заонежья».
В 1950 году был утвержден реставрационный план. Согласно программе, музей на Онего создавался как «Карелия в миниатюре» и отражал культуру народов республики. В Кижи с деревень Заонежья начали перевозиться первые памятники. Появился двухэтажный дом крестьянина Ошевнева из деревни Ошевнево Медвежьегорского района (1876 год), который стал образцом жилого дома зажиточного крестьянина. В здании кроме сеней, зимней избы кладовок, балкона-гульбища и светелки на чердаке располагаются хлев и сарай.
Из Пудожского района была привезена церковь Воскрешения Лазаря, построенная в период до XVI века. По легенде, ее возвел основатель Муромского мужского монастыря преподобный Лазарь в Пудожском районе. В период советской власти храм стоял заброшенным среди северных лесов. Возможно, это и сохранило его от полного уничтожения в период религиозных гонений при становлении советского государства.
После реставрации храму вернули облик XVI столетия. При строительстве мастера прошлого использовали традиционную сосну, а главку покрыли осиновым лемехом — деревянными «чешуйками»-пластинками. В процессе реконструкции сруб поднимали домкратами и подкладывали под просевшие части валуны, из которых состоял фундамент. Помимо этого, заменили подгнившие бревна, полностью обновил кровлю и главку церкви. Прошлый купол-главку передали на хранение в фонды музея в Петрозаводске.
Уникальные примеры деревянного зодчества собирались в музее под открытым небом, а перед окончательной сборкой реставрировались, чтобы сохранить их для будущих поколений. В противном случае, памятники бы постигла судьба сотен забытых и вымерших российских деревень. Вместе с этим реставраторы начали работы по реконструкции иконописного убранства кижских храмов, которые при оккупации были вывезены в Финляндию, а после войны возвращены в Карелию.
В 1955 году Кижский архитектурный комплекс принял первых посетителей. В штате появилась должность экскурсовода и выделены два милиционера. В первой половине 1960-х годов на Кижи перевозят новые памятники архитектуры. Реставрируются часовни «Кижского ожерелья», создаются интерьеры домов Ошевнева, Елизарова и готовятся описания и выставки по народному прикладному искусству Карелии и фольклору Заонежья.
В 1975 году экспозицию пополнил третий жилой дом — изба крестьянина Щепина из деревни Щепино Медвежьегорского района, построенная из сосны в 1907 году.
Проходит реставрация двухэтажного дома Яковлева, рядом с ним устанавливаются два амбара, баня и рига. Создание избы из сосны восходит к 80-90 годам XIX века, где она была построена в деревне Клещейла Пряжинского района артелью местных плотников вместе с будущим хозяином Максимом Яковлевым. Жена одного из сыновей Максима прожила в доме до начала 1960-х годов. Дом был установлен на фундаменте из валунов, заполненных камнями. Первый этаж служил зимним жильем и включал избу и горницу. Второй этаж дублировал планировку первого и использовался летом. Сарай и двор объединял единый сруб, нижний этаж являлся общим хлевом. В кровле использовались только еловые стволы с корнем. Украшали здание многочисленные окна с нарядными наличниками и красивый трехарочный балкон.
Восьмикрылая двухэтажная ветряная мельница собрана в 1928 году обычным крестьянином в селе Волкостров. На карте Карелии этот остров можно найти в 1 км к северу от Кижи. В 1976 году здание перевезли в Кижи. Мельница состоит из квадратного деревянного сруба со столбом в центре, укрепленном в земле. На нижнем этаже создан сборник для готового продукта и устройство, контролирующее помол муки. На верхнем смонтированы жернова, ковш и каменный вал. Постройку до сих пор используют для помола муки.
Церковь Преображения Господня высотой 37 м собрана из дерева без единого гвоздя. В 1714 году неизвестный мастер-плотник Нестор срубил Преображенский храм на месте прошлой церкви, которая сгорела от удара молнии. Гвозди были обнаружены лишь на «чешуйках» куполов, сделанных из сосны. Спустя века материал при естественном свете стал выглядеть так, что главки казались покрытыми серебром. Согласно легенде, Нестор, окончив строительство, забросил плотницкий инструмент в Онежское озеро, чтобы больше никто не смог создать подобный шедевр. В современное время в церкви продолжают проходить службы, но лишь в теплое время года — в здании нет и не может быть отопления.
Церковь Покрова Богородицы собрана в конце XVII — первой половине XVIII века. Относится к типу многоглавых храмов. Здание перекрыто единой восьмискатной крышей с девятью главками-куполами на маленьких восьмериках. Пятигранный сруб алтаря перекрыт «бочкой» с алтарной главкой.
Шатровая колокольня после 10-летней реставрации пополнила архитектурный ансамбль в середине XX века. Увенчанная куполом с крестом, здание кроме звонницы под шатром, содержит чулан, лестничную клеть и сени. Освещается колокольня через арочные окна внутри строения и окном в стене.
Часовня Михаила Архангела из деревни Леликозеро Медвежьегорского района построена в период 1700-1750 годов как знак особого уважения Святому — предводителю ангельских сил, исполнителей Божией воли, выступающих против падших ангелов — демонов или бесов. Здание отличается красивым резным декором и состоит из часовни, трапезной и сеней с крытым крыльцом. В часовне сохранился первоначальный иконостас и иконы, поступавшие в храм в процессе приходской жизни.
Деревянная ограда Кижского погоста протяженностью около 300 м напоминает защитную постройку. Фасад ограды, установленный на больших камнях, с большими воротами и единой двускатной крышей содержит окна, обрамленные дощатыми ставнями, и угловую башню с резным шпилем. Основной проход ограды находится около церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Ограду воссоздали в 1959 году по описанию сохранившейся древней части погоста.
Максимально быстрым и удобным способом можно добраться до Кижи от пристани в Петрозаводске на скоростном водном виде транспорта «Комета» или «Метеор». Время в пути займет чуть больше часа. Добраться до острова на самолете не удастся.
Администрация и музей «Кижи» находятся в городе Петрозаводск на площади Кирова в здании бывшего ремесленного училища. В выставочных залах можно познакомиться с описаниями экспонатов, посетить выставки и мастер-классы, посвященные важным вехам историко-культурного развития края.