Считается одним из символов региона. Невзрачная на вид, она отличается уникальной по своему рисунку и красоте древесиной, которая выглядит как мрамор и издревле ценится не только в России, но и за рубежом. Сейчас редкий вид внесен в республиканскую Красную книгу.
Встретить карельскую березу можно не только на территории края, но и в Европе и Украине2. Она представляет из себя разновидность обыкновенной березы повислой. Впервые в России о ней стало известно во второй половине XVIII века, когда немецкий специалист Фердинанд Фокель, специально приглашенный Екатериной II для осмотра лесов Русского Севера, описал её в книге по лесоводству, которая увидела свет в 1766 году. В 1857 году, Карл Мерклин, российский ученый-ботаник, назвал описанный вид карельской березой или по латыни Betula pendula var. сarelica.
Исследователи отмечают многочисленные появления «карелки» в художественных произведениях, в частности в эпосе «Калевала» или романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»9. На Мировой ярмарке, проходившей в Париже в 1900 году, павильон Финляндии украшала мебель, сделанная из этой необыкновенной породы древесины. Из-за того, что мастера нередко украшали изделиями из неё покои венценосных особ, она получила название «царской».
«Карелка» невероятно ценная, продается не кубометрами, а килограммами. В разные годы в Национальном музее РК были организованы две выставки, посвященные этому карельскому символу.
Ареал вида, всего лишь небольшой процент от распространения более популярной березы повислой – это Северо-Запад РФ, Скандинавия, Украина, Белоруссия, реже Карпаты, Германия и Польша . Её жизненный цикл порядка 40-60 лет, рисунок может начать проявляться уже на третьем году жизни и снизить темп формирования примерно к 30 годам.
Карельская береза не образует лесов, произрастает одиночно или небольшими группами. Любит открытые места, нередко вырастает рядом с человеческим жильем, а еще более охотно растет там, где когда-то были выгоревшие или вырубленные лесопосадки , на заброшенных пастбищах или землях, бывших когда-то в сельскохозяйственном пользовании. Некоторые экземпляры можно найти даже в столице региона.
Характерная текстура карельской березы и её вид являются следствием синдрома ямчатости стебля и получаются в результате патологии камбия – оригинальный узор создают паренхимные клетки, накапливающиеся в толще древесины в большом количестве. Все волокна направлены под разным углом к плоскости среза, словно древесину кто-то скрутил.
Как выглядит срез дерева? Её отличают завитки, уплотнения, волнистые годичные кольца, которые составляют необычный рисунок, благодаря нему древесина становится похожа на мрамор. Это отличие выборочно передается по наследству. Его происхождение до сих с точностью не установлено, существует несколько разных версий:
Это явление имеет место быть и у сосны, ольхи, сахарного клена и ряда других пород, но карельская береза является носителем самого яркого проявления этой особенности.
Как отличить карельскую березу от обычной? Чаще всего различие можно увидеть благодаря внешним признакам. «Карелка» характеризуется разнообразием форм: может быть высоко- или короткоствольной (ведущая форма), а также кустообразной. Ствол в свою очередь также варьируется – от шаровидноутолщенного или мелкобугорчатого до ребристого. Причем последний будет свидетельствовать лишь о слабой волнистости узора, тогда как шаровидноутолщенный, наоборот, о его яркой выраженности, правда, исключительно в местах утолщений. И наконец, мелкобугорчатый тип подскажет, что древесина украшена узором равномерно. Ученые также указывают, что карельская береза может и вовсе не иметь рисунка, и по внешнему виду отличить такой экземпляр от обыкновенной березы невозможно.
Карелы изготавливали из ценной древесины утварь для повседневного использования или в качестве топлива. В Скандинавском музее в Швеции исследователям удалось обнаружить резной кувшин, сработанный из неё, датированный 1726 годом. В конце XVIII века князь Прокофий Васильевич Мещерский, имевший столярное производство, начал изготавливать из мраморной древесины мебель для богатых особ. Как раз в это время в России в интерьере был популярен ампир, и красивая, золотая, будто светящаяся на солнце карельская береза удачно в него вписалась особенно в сочетании с бронзой или позолотой.
Экономическую ценность дерево приобретает в возрасте 40-59 лет. Древесина карельской березы ценится мастерами-краснодеревщиками за ее текстуру, твердость, а также податливость к шлифовке и полировке. К тому же она легко окрашивается и тонируется на срезе. Из неё изготавливают мебель и сувениры, с давних времен используют в отделке интерьеров. Также ввиду редкости древесины мастера активно используют шпон, делая основу из более распространенных липы или обыкновенной березы. В Национальном музее РК хранится более трех сотен предметов и документов, которые могут рассказать об этой ценной породе дерева. Это и деревянная солонка, сделанная в конце XIX века, и снимки, запечатлевшие работников и производственные помещения артели-школы из Заонежья. Артель «Карельская береза» появилась в Великой Губе в 1936 году, мастера делали не только мебельные гарнитуры, но и уютные мелочи и подарки - шкатулки, рамки для фотографий и т.п. Здесь же располагалась и школа краснодеревщиков. После Великой Отечественной войны артель прекратила свою работу. В 60-х сувениры из узорчатого дерева стали изготавливать на фабрике «Карельские сувениры», которая базировалась в Петрозаводске. Но в начале 2000-х она закрылась. Сейчас в Петрозаводске функционирует производство под названием «Карельские мастера». Краснодеревщики изготавливают шкатулки, футляры и рамки, настольные игры, оклады икон, оружейные и письменные наборы и многое другое. Свои изделия мастера обычно украшают деревянной мозаикой, пирографией и лазерной гравировкой.
С середины XX века ученые наблюдают тенденцию по сокращению популяции числа деревьев «карелки» в природе, а также сужение границ её ареала. Причиной тому в основном стали интенсивные вырубки. С 30-х годов прошлого столетия научное сообщество озабочено проблемой культивирования ценной породы. В 1939 году власти Карельской АСС взяли березу под охрану. Первый специалист по этому дереву Николай Соколов проводил опыты по выращиванию «карелки» в искусственных условиях, на его опытном участке выросло около 30% нужных берез из всего массива. В 50-х профессор Антонина Любавская с помощью контролируемого опыления увеличила эту цифру до 70%. В 1975 году дерево включили в региональную Красную книгу. А в конце 1980-х годов учёными-селекционерами карельского Института леса был найден способ ускоренного выращивания ценного дерева, в ходе которого к обычной березе прививают ветви карельской. Сейчас редкую березу размножают еще и клонированием.
В 1984 году в регионе основали четыре заказника, где охраняется эта ценная порода:
В наши дни на территории республики насчитывается около трёх тысяч экземпляров карельской березы. Промышленная рубка дерева запрещена. Туристы могут полюбоваться на карельскую березу в заповеднике «Кивач».
Отдельный интерес для любителей редкостей может представлять так называемая черная или стабилизированная карельская береза. Из неё изготавливают рукоятки ножей, ею декорируют USB-накопители и корпусов телефонов. Черная береза изготавливается следующим образом: брусок березы просушивают в духовом шкафу, а затем пропитывают в вакуумной камере жидкими термоотверждаемыми полимерами. Таким образом достигается повышенная прочность и долговечность изделия, а также такие свойства, как невосприимчивость к перепадам влажности, температур, УФ-излучению и кислотам.